Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших

Во время Великого поста Церковь установила три субботы для поминовения усопших. Такая частота выделения специальных дней для поминовения уравновешивает недостаток поминальных обрядов в будние дни. В связи с тем, что по церковным правилам во время Великого поста не проводится Литургия в полном объеме, нет поминовения почивших на проскомидии.
У прихожан есть потребность помянуть ушедших в мир иной родных и близких людей, поставить свечу, заказать сорокоуст о поминовении. И Церковь не может оставить без молитв своих почивших членов. Поэтому во вторую субботу Великого поста богослужения посвящены поминовению усопших. Так, православные христиане проявляют христианскую любовь к почивших, поскольку только молитвы могут принести их душам облегчение и покой.
В отличие от Вселенских суббот этот день посвящен памяти и молитвенным богослужениям о близких людях, родственниках. Молитвами об ушедших православные христиане помогают отмолить их нераскаянные грехи и облегчить положение душ. Посещение церковных служб в дни родительских суббот превосходит по значимости и посещение кладбищ, и поминальные трапезы, поскольку для душ ушедших людей важны только молитвы.
В отличие от первой седмицы с наиболее строгим режимом поста вторая не имеет особенностей, в эти дни идет размеренная постная жизнь. На службах в храмах священники напоминают прихожанам о духовной цели поста, о сохранении чистоты помыслов, воздержании от злобы и смирении.
Воскресный день второй седмицы посвящен памяти святителя Григория Паламы, отстоявшего в XIV веке учение о возможности для человека приобщиться Божественной энергии. Святой был сторонником «умной» молитвы, исихазма, которая подводила подвижника к созерцанию Бога.
Григорий Палама, 1296 года рождения, был уроженцем Константинополя, выходцем из знатной и богатой семьи. Получил прекрасное образование, тяготел к изучению богословия и философии. Он пренебрег радостями светской жизни, карьерой и достатком и в двадцать лет ушел на Святую Гору, где принял постриг. На афонской земле почти десять лет аскезой, постами, непрестанными молитвами святитель очищал душу и духовно возрастал. Григорий покинул Афон и ушел в Фессалоники, когда случилось нападение турок. Там он принял сан священника, затем поселился в уединении недалеко от города Верия. На этом месте выросла монашеская община, где святитель проводил время в неустанных безмолвных молитвах. Через шесть лет он вернулся на Афон, но вскоре ему пришлось прервать уединение и вступить в спор с еретическими нападками Варлаама. Позже в жизни святителя было и заключение в константинопольской тюрьме и турецкое пленение. В конце жизни святитель был настоятелем Церкви в Фессалониках, где и почил в 1359 году.
Церковь почитает святителя, как одного из борцов с ересью. Палама оставил большое богословское наследие. Он философски обосновал учение о Божественных (нетварных) энергиях. Святитель выступал сторонником исихазма, непрестанной молчаливой уединенной молитвы, полного погружения «в себя». Он считал, что после серьезного очищения тела и души строгими постами, аскезой, молитвами, покаянием подвижник может приобщиться к Богу и увидеть Фаворский нетварный свет. Речь идет о том, что молящийся внутренним взором приобщается к Божественной энергии, которая преображает все его существо. Еретик Варлаам из итальянской провинции Калабрия считал, что невозможно при жизни встретить Бога и познать Его.
Григорий Палама победил в споре с еретиком, видение Фаворского света – реальность и высшее достижение при жизни для подвижников. Учение святителя, его убеждения стали ориентиром для православных христиан.
- Комментарии
- Вконтакте
С праздником Сретения Господа и Бога нашего Иисуса Христа !
Спаси Господи вас за молитвы святые ваши
Вас с праздником!
Храни вас Бог !
Храни Вас БОГ !!!