Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших

Недалеко от города Козельска Калужской области находится Оптина пустынь, которая стала колыбелью духовного русского старчества. Оно процветало до революции 1917 года, но разорение монастырей и церквей привели к его исчезновению.
По преданию, монастырь существовал в XVI веке, но только через два столетия о нем узнала вся Русь. Расцвет обители совпал с возрождением общежительных монастырей, который начался с деятельности молдавского архимандрита Паисия Величковского. Святой учил творить «умную молитву», был приверженцем исихазма и «окормления» мирян, прославился переводами святоотеческих трудов и сочинений, выступал за единение духовности и знаний. Ученики Паисия перенимали его опыт и расходились по монастырям.
Преображение монастыря началось с 1821 года, когда в дремучем лесу недалеко от обители возвели скит с кельями для уединенной жизни монахов. Строительством руководил отец Моисей, который с молодости мечтал принять «великую схиму». Но калужский епископ Филарет возвел его в сан священника и назначил казначеем обители, а с 1825 года - настоятелем.
Моисей обладал взрывным характером, но всю жизнь молитвой останавливал приступы гнева, не показывал его братии. При нем количество монахов выросло до трехсот человек, а монастырь разбогател. Отец Моисей заботился о людях, в голодные годы начинал новое строительство, чтобы дать пропитание окрестным крестьянам. Но настоятель занимался лишь хозяйственными вопросами и послушанием братии, а духовное руководство смиренно предоставил старцам. Лишь на пороге смерти отец Моисей был пострижен в Великую схиму.
В построенный отцом Моисеем скит в 1829 году со своими учениками приехал первый старец Леонид. Он родился в небогатой купеческой семье в Орловской области. В молодости много поездил по России и хорошо узнал жизнь простых людей. Но тяга к духовному росту привела его в Белобережный монастырь, где произошла судьбоносная встреча с учеником Паисия старцем Феодором. Леонид к этому времени был уже настоятелем монастыря, но без сожаления отказался от должности и последовал за духовным наставником в лесной скит недалеко от обители. Однако слава старца привлекала к келье множество людей, и монахи перебрались на Валаам. Затем перешли в Свирский монастырь, и лишь после кончины Феодора Леонид оказался в Оптиной пустыни.
Старец всегда был приветлив и доброжелателен, много шутил. Он приносил ощущение покоя и защищенности, уходили горести, сердца наполнялись радостью и желанием приобщиться к Богу. Леонид призывал священников исповедовать прихожан не схематично, а ставить себя на место каждого человека. Он говорил, что люди часто неправильно оценивают себя и не могут раскрыться на исповеди, от этого не получают душевного облегчения.
Основой старчества является дарованная Богом прозорливость. Именно она помогала старцу видеть скрытые уголки души человека. Братия монастыря и паломники со всей страны стремились попасть к Леониду. Он принимал людей, отвечал на многочисленные письма, был духовным наставником в других обителях.
В этом ему помогал старец Макарий, приехавший в Оптину пустынь в 1834 году. Они стали средоточием духовности обители. Два старца, разные по происхождению и натуре, стали духовными соратниками. Макарий отличался от жизнерадостного Леонида, он был меланхоличен, имел хорошее образование, стремился к созерцанию, был ценителем прекрасного, играл на скрипке. Рядом с высоким, тучным и сильным Леонидом утонченность и болезненность Макария была особенно заметна.
Макарий собрал библиотеку богословской литературы и мог подобрать для каждого монаха нужную книгу. По примеру Паисия он день и ночь творил «умную молитву», молился при свечах на неусыпаемой псалтири. Старец считал, что молитва самое главное дело в жизни христианина, поскольку она и есть любовь к Богу. Он призывал к смирению в молитве, считал, что только оно может повергнуть внутренних бесов.
Своим смирением старец обрел невероятную духовную силу: он мог изгонять бесов, возвращать надежду и веру. К отцу Макарию за советом шли не только простые люди, но и известные писатели и философы. При нем старчество вышло на новый уровень, проникло в социальную, политическую и культурную жизнь страны.
В списке святых Оптиной пустыни четырнадцать имен, и сегодня Церковь соборно молится о них. Каждый из старцев обладал огромной любовью к людям, пытался дать человеку утешение и добрый совет. Их наставления показывали путь к покаянию и приносили свободу от мук совести. Истинный непоказной дух благочестия царит в Оптиной пустыни и поныне.
- Комментарии
- Вконтакте
Да будет Свет Христос всегда с Вами!
С праздником Сретения Господа и Бога нашего Иисуса Христа !
Спаси Господи вас за молитвы святые ваши